Вообще, я сильно сомневался, что может получиться что-то особо интересное. Всё-таки жанр такой, с большим количеством ограничений: головы на экране говорят про Немцова. Чего там может быть нового?
Меня самого записывали час, было понятно, что оставят три минуты. Ну и будет таких 30 человек по три минуты.
А оказалось, что двухчасовой фильм «Слишком свободный человек», снятый Верой Кричевской и Михаилом Фишманом смотрится, извините за штамп, на одном дыхании.
Это прям три фильма в одном:
1. Очень хороший фильм о Борисе Немцове.
2. Очень хороший фильм о том, как только появившуюся в России демократию сломали олигархи и обслуживавшие их медиа. При активном участии чиновников, конечно.
3. Очень хороший фильм о том, как Путин сделал выводы и основа его рейтинга контроль над СМИ, в первую очередь при посредничестве тех же олигархов.
То есть это реально очень важный фильм о 90-х годах. Я вот 1976 года рождения, застал и СССР и, вроде, все события политической биографии Немцова помню хорошо, следил за ними, а во время фильма постоянно говорил себе «аааа, так вот почему».
Например, Борис довольно часто упоминал «Связьинвест», когда я его расспрашивал про 90-е. А я ещё всегда думал, чего он с этим «связьинвестом» жалким носится. Просто частный случай приватизации. Далеко не самый важный. Фигня какая-то.
А тут прям тема раскрыта полностью ключевыми участниками и прямо видишь, как убивали демократию и свободу слова.
Когда мы с Борей ночевали в камере ОВД «Тверское», я ему рассказывал про проект пункта нашей программы о том, что в прекрасной России будущего сырьевым олигархам и вообще финансово-промышленным группам надо запретить владеть СМИ. Тогда это ещё нигде не было записано, мы только недавно это опубликовали.
СМИ — это специфический бизнес, обслуживающий общественные интересы. Независимым изданиям тяжело выдерживать конкуренцию с большими СМИ, которые содержатся олигархическими кланами. Мы считаем опасной для общества ситуацию, когда, например, «Газпром» владеет одновременно телекомпанией НТВ, радиостанцией «Эхо Москвы» и другими крупнейшими медиаактивами. Мы считаем целесообразным введение ограничений на владение СМИ для финансово-промышленных групп и крупных бизнесменов.
И к моему удивлению, Немцов сразу сказал: да, так надо сделать. Вроде он эспээсник, за права крупного капитала и тд.
А смотришь фильм и понимаешь: глупо даже удивляться тому, что Немцов поддержал. Ведь его, молодого честного политика, просто месяцами целенаправленно мочили олигархические СМИ всякой фигнёй, пока не обрушили его рейтинг до крайней степени.
Если бы я посмотрел фильм до этого, то мой программный пост «Олигарх — это не твой бро, оппозиционер» был бы ещё жестче.
«Белые штаны» и «пересаживал чиновников на Волги» вбили в голову до такой степени, что я сам эти белые штаны два раза в интервью помянул. И показывают же этот эпизод в фильме. Ну идёт Немцов. Тёмный клубный пиджак, светлые брюки. Вообще внимания не обратишь. А они (олигархи) неделями и месяцами мочили его за «оскорбительные белые штаны», потому что он им не отдал этот «Связьинвест» идиотский по низкой цене.
И это вполне реальная угроза на будущее. Посмотрите, что на Украине происходит. Так всё сложно идёт в том числе потому, что почти нет честных СМИ. Всё принадлежит олигархам и они используют СМИ и политику вообще для своих корпоративных войн. А как может в этой ситуации выжить честное СМИ? Никак — ты всегда проиграешь конкуренцию изданию нефтяного или колбасного короля, имеющего постоянную финансовую подпитку нерыночного характера.
То есть «Слишком свободный человек» — это ещё и великолепное пособие по новейшей истории России. На уроках надо показывать.
Ещё очень понравилось, как авторы разговорили некоторых участников, склонных к сдержанным публичным выступлениям. Все обратили внимание на удивительно откровенного Фридмана. Ходорковский как-то даже шокирует немного, сказав то, о чём многие только думали.
Ельцинские «Таня и Валя» — вообще не люблю их, но тут были очень уместны и тоже объяснили важные вещи.
Отсутствие в фильме Чубайса в миллион раз красноречивее любых слов, которые он мог бы сказать. Это был первый вопрос авторам из зала на премьере.
Короче, крайне рекомендую всем, вне зависимости от политических взглядов.
У фильма есть прокатное удостоверение, его, я так понимаю, будут показывать по всей стране в кинотеатрах (ну то есть там, где не запретят).