Кто-то недавно очень верно написал: нравится вам это или нет, но Павленский, Пусси Райот и группа Война — это и есть самое передовое современное русское искусство, узнаваемое во всем мире и признаваемое им.
Понятно, что на каждое такое утверждение прибегает 25 человек с заявлением о том, что искусство — это Репин, а прибитая на Красной площади мошонка или вандализм — это не искусство.
Ну так и жёлтая кофта Маяковского вызывала только усмешки, не говоря уж о чёрных квадратах. Вклад того самого русского мира в искусство ХХ века огромен, но это сейчас мы с гордостью показываем эти произведения на открытии Олимпиады, а в своё время это были гонимые маргиналы.
Вполне вероятно, Павленского, превратившего в художественную акцию не только поджог двери ФСБ, но и последующие задержание с судебным процессом, тоже когда-то будут показывать перед Олимпиадой со словами: вот это, я понимаю, искусство, а не та гадость, что сейчас — тьфу.
А ценность закоптившейся двери, которая, согласно решению суда, определяется тем, что за ней содержались «выдающиеся деятели культуры», вырастет многократно, потому что это теперь та самая дверь. The дверь.
Это я всё к тому, что сегодня можно и нужно радоваться не только освобождению Павленского из СИЗО (ура!), но и победе русского современного искусства. Как и прежде, его принимают далеко не все современники, но оно есть, оно живо, оно влиятельно и им можно гордиться.